Методические рекомендации по составлению портфолио
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ПОРТФОЛИО
Портфолио педагогического работника — полное собрание достижений преподавателя, которое позволяет учитывать результаты, полученные в различных видах деятельности преподавателя: учебной, воспитательной, методической, творческой, исследовательской.
Портфолио — сбалансированная демонстрация не только формализованных свидетельств достижений преподавателя, но и наглядных примеров и продуктов его профессиональной деятельности; это собрание достижений преподавателя, которое формируется лично преподавателем и содержит информацию, документирующую приобретенный опыт и профессиональные достижения для определения владения ключевыми педагогическими компетенциями.
Портфолио представляет собой папку-накопитель собранных аттестуемым документов и материалов, свидетельствующих об уровне его профессиональной компетентности и результатах педагогической деятельности за последние 5 лет.
При оформлении портфолио следует соблюдать:
— достоверность представленных сведений;
— аккуратность и эстетичность оформления;
— целостность и завершенность представленных материалов;
— наглядность (таблицы, диаграммы, копии приказов, протоколы и т.д.).
Структура портфолио включает:
- Титульный лист.
- Оглавление (перечень документов и материалов).
3.Лист самооценки педагогической деятельности (критерии и показатели, характеризующие качество результатов, процесса и условий профессиональной деятельности преподавателя, содержащие самооценку результатов педагогической деятельности).
- Информационно-аналитическая справка.
- Приложение по основным разделам портфолио (документы и материалы, подтверждающие результаты педагогической деятельности).
1. Основная цель портфолио
Оценивание работы преподавателя по теме самообразования, характера его деятельности, отслеживание творческого и профессионального роста преподавателя, способствование формированию навыков рефлексии (самооценки).
2. Структура портфолио
Структура методического портфеля может быть разнообразной. Однако рекомендуем использовать следующую:
2.1. Титульная страница (приложение 1) – должна содержать следующие реквизиты:
а) наименование техникума
б) название «ПОРТФОЛИО» — заглавными буквами
в) фамилия, имя, отчество (в родительном падеже) и должность преподавателя.
г) указание на место и год составления портфолио
2.2. Содержание портфолио – оформляется согласно разделам портфолио.
Раздел 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
— Ф.И.О.
— Дата рождения
— Образование, специальность по диплому
— Стаж педагогической работы
— Стаж работы в техникуме
— Преподаваемые учебные дисциплины
— Награды звания
— Педагогическое кредо – это основная мысль Вашей работы.
Примеры:
«Стремиться к лучшему, светлому, яркому»,
«Чтобы учить других, надо самому учиться»,
«Всегда в ногу со временем»,
«Любить и ценить каждого ребенка как своего»,
«Найти в ребенке изюминку, зернышко творца, которое нужно взрастить, оберегать и постоянно развивать»,
«Развитие творческой личности через систему учебной и воспитательной работы»,
«Функциональные навыки исследования помогают развивать личности учащихся»,
«Развить потенциальные возможности каждого ученика»,
«Правильное воспитание и глубокие знания – долг каждого учителя – в словах учителя, его позиции»,
«Всегда в поиске! Поощрять любые успехи учащихся, считая ситуацию успеха залогом счастливого будущего ребенка»,
«Учитель – помощник в искании ребенком путей к совершенству, в процессе духовного его пробуждения и становления личности»,
«Учатся у того, кого любят» (И.В. Гете),
«Требовательность к себе — требовательность к ученикам».
* ПРИЛОЖЕНИЕ1 (копия диплома, копии грамот, удостоверений к наградам)
Раздел 2. ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ
— Перечень программ курсов повышения квалификации, семинаров с указанием даты проведения и тематики.
* ПРИЛОЖЕНИЕ 2 (копии сертификатов, удостоверений).
Раздел 3. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА
— Личная методическая тема (срок работы над темой)
— Перечень разработанных методических, учебных пособий с указанием года написания, наличия грифа ПЦК.
Гриф ПЦК – присвоенная учебному пособию и вынесенная на его титульный лист формулировка. Учебно-методического объединения высших учебных заведений в соответствующей области образования о допустимости или рекомендованные использования учебного издания.
— Участие в работе предметно-цикловой комиссии (темы докладов, выступлений, организованных мероприятий)
-Участие в методических мероприятиях техникума, городских и областных методических объединениях (выступления на педагогических чтениях, педагогических советах, семинарах)
— Участие в работе временной творческой группы (указать проблему над которой работаете)
-Итоги смотра-конкурса кабинетов.
* ПРИЛОЖЕНИЕ 3 (методические разработки, тексты выступлений, планы мероприятия, отзывы, фотоотчеты, выписки из приказов).
Раздел 4. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
— Владение ПК (Уровень)
Классификация уровней владения компьютером, рекомендуемая для использования в портфолио:
- пользователь, продвинутый пользователь, программист, администратор;
- на уровне пользователя, профессиональный уровень;
- пользователь, уверенный пользователь, продвинутый пользователь, профессиональный уровень.
— Применение современных образовательных технологий на учебных занятиях и во внеурочной деятельности (назвать технологии, кратко описать, как используются, результат)
Педагогическая технология |
Ожидаемый результат |
Проблемное обучение | Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности обучающихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности. |
Разноуровневое обучение | У преподавателя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных обучающихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные обучающиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации обученья. |
Проектные методы обучения | Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности обучающихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению. |
Исследовательские методы в обучении | Дает возможность обучающимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого студента. |
Лекционно-семинарская зачетная система | Дает возможность сконцентрировать материал в блоки и преподносить его как единое целое, а контроль проводить по предварительной подготовке обучающихся. |
Технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых, и других видов обучающих игр | Расширение кругозора, развитие познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие общеучебных умений и навыков. |
Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа) | Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей. Суть индивидуального подхода в том, чтобы идти не от учебной дисциплины, а от обучающего к дисциплине, идти от тех возможностей, которыми располагает обучающийся, применять психолого-педагогические диагностики личности. |
Информационно- коммуникационные технологии | Изменение и неограниченное обогащение содержания образования, использование интегрированных курсов, доступ в ИНТЕРНЕТ. |
Здоровьесберегающие технологии | Использование данных технологий позволяют равномерно во время учебного занятия распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении. |
Систему инновационной оценки «портфолио» | Формирование персонифицированного учета достижений обучающегося как инструмента педагогической поддержки социального самоопределения, определения траектории индивидуального развития личности. |
— Применение ИКТ в образовательном процессе (краткое описание как используете данную технологию.
В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио, видео, кино ).
Компьютерные (новые информационные) технологии обучения — это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.
Формы использования ИКТ в образовательном процессе:
- урок с мультимедийной поддержкой — в классе стоит один компьютер, им пользуется учитель в качестве «электронной доски» (демонстрация рисунков, опытов, виртуальные экскурсии) и ученики для защиты проектов;
- урок проходит с компьютерной поддержкой — несколько компьютеров (обычно, в компьютерном классе), за ними работают все ученики одновременно или по очереди: выполняют лабораторные работы, тесты, тренировочные упражнения;
- урок интегрированный с информатикой, проходит в компьютерном классе, его задачи: отрабатывать учебный материал, используя ПК для создания кроссвордов, графиков, игр, таблиц и схем, одновременно постигать возможности различных компьютерных программ;
- самостоятельное изучение (возможно дистанционное) с помощью специальных обучающих систем: традиционные уроки по предмету заменяются самостоятельной работой учащихся с электронными информационными ресурсами (50% учебного времени) и консультациями.
-Применяемые методы обучения (каким методам отдаете предпочтение в работе)
— Применяемые формы организации познавательной деятельности студентов (результат)
— Участие в профориентационной работе.
* ПРИЛОЖЕНИЕ 4 (методические разработки, дидактические материалы, фотоматериалы).
Раздел 5. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
— Абсолютная успеваемость. Для претендующих на Высшую категорию абсолютная успеваемость должна быть 100%.
— Качественная успеваемость. Качественная успеваемость по предметам должна быть не ниже 70 %.
-Степень обученности студентов (за 3-5 лет).
Обученность — это те характеристики развития ребенка, которые сложились в результате предыдущего обучения. Обученность, в нашем понимании, включает в себя как запас знаний, так и сложившиеся способы и приемы их приобретения (умение учиться). Все это вместе взятое составляет то, чему ребенка обучали. Обученность — это определенный итог предыдущего обучения (организованного или стихийного), прошлого опыта, все то, на что можно и нужно опереться в работе с учеником.
Говоря об оценке уровня обученности учащихся, определим методику расчета степени обученности учащихся (СОУ)
СОУ = AX + BY + CZ , где N — количество учащихся , Р — число изучаемых предметов
NP
X, У, Z — соответственно общее количество отметок «5», «4», «3» в классе.
А = 1.00; В = 0,64; С = 0,36 — это постоянные величины.
Например, в 5а из 27 учащихся по 8 предметам отметка «5» повторялась 84 раза, «4» — 100, «3» — 32.
СОУ = 1.00х84+0,64х100+0.36х32 = 0,73 (в процентах — 73%)
27х8
от 75% до 100% — высокая степень обученности класса
от 45% до 75% — средняя степень обученности
ниже 45% — низкая степень обученности
*Приложение 5 (Бланки анализов ОКР, зачетные и экзаменационные ведомости).
Раздел 6. ОБОЩЕНИЕ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
— Организация выставки-отчета
— Организация и проведение предметной недели в техникуме
— Участие в семинарах разного уровня
— Участие в научно-практических конференциях разного уровня, выставках
-Проведение открытых уроков, мастер-классов
— Участие в конкурсе «Преподаватель года»
Указывать название мероприятий и год проведения.
*ПРИЛОЖЕНИЕ 6 (тексты выступлений, разработанные программы семинаров, мастер-классов, учебно-методические карты открытых уроков, фотоотчёты, наградные материалы).
Раздел 7. ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ, ПРЕДМЕТНЫХ ОЛИМПИАД
-Организация олимпиад (уровень, год проведения, результат)
— Организация научно-практических конференций студентов (тема, год)
-Подготовка студентов к участию в научно-практических конференциях (уровень, тема, год, результат).
*ПРИЛОЖЕНИЕ 7 (копии выписок из протоколов олимпиад, копии публикаций из сборников по итогам работы конференций, копии дипломов, грамоты).
Раздел 8. КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО
-Наличие классного руководства за 5 лет
-Сохранность контингента в группе
-Сформированность органов самоуправления в группе
-Итоги успеваемости
-Работа по содействию трудоустройства выпускников
-Работа с заведующим отделением по группе
-Участие в конкурсе «Лучшая группа».
*ПРИЛОЖЕНИЕ 8 (грамоты, дипломы).
- Тебования к оформлению портфолио
3.1. Разделы портфолио и их структурные составляющие:
а) каждый раздел портфолио начинается с титульного листа раздела, где указывается номер раздела и его наименование;
б) после титульного листа раздела необходимо кратко описать содержание раздела, согласно вложенным в него документам, дать свои пояснения к разделу и оформить таблицей перечень документов, составляющих раздел.
При оформлении портфолио следует придерживаться следующих правил:
- систематичность и регулярность самомониторинга;
- структуризация материалов, логичность и лаконичность всех письменных пояснений;
- аккуратность и эстетичность оформления;
- целостность, тематическая завершённость представленных материалов;
- наглядность и обоснованность всех положений портфолио.
3.2. Требования к оформлению текста портфолио:
- шрифт – Times New Roman;
- размер – 14 п.;
- межстрочный интервал – 1,5;
- поля – левое – 3 см ; верхнее, нижнее и правое – 2 см;
- выравнивание – по ширине.
Преподаватель должен концептуально осмысливать собственную образовательную деятельность. А для этого необходимо проанализировать свою работу, собственные успехи, объективно оценить свои возможности, и увидеть способы преодоления трудностей и достижения более высоких результатов.