Терминологический словарь современного педагога

Терминологический словарь современного педагога

Гностическая деятельность – это проверка и оценка результатов педагогического процесса, анализ его хода и эффективности.

Организаторская деятельность – это деятельность по обеспечению условий протекания педагогического процесса.

Проектировочная деятельность – это определение цели, задач, содержания педагогического процесса это замысел его протекания.

Педагогический мониторинг – это диагностика, оценка и прогнозирование состояния педагогического процесса (отслеживание его хода, результатов, перспектив развития).

Педагогическая технология – это организация педагогического процесса в соответствии с конкретной педагогической парадигмой.

План – заранее намеченная система мероприятий, предусматривающая порядок, последовательность и сроки выполнения работ.

Форма педагогического процесса – это внешний вид, устройство педагогического процесса.

Метод – это основной способ взаимодействия учителя и учащегося, направленный на решение конкретной задачи педагогического процесса.

Прием – это дополнительный способ, направленный на повышение эффективности метода.

Цель – это идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности.

Задача – конкретное выражение цели.

Модель – образец (эталон, стандарт).

Концепция – совокупность ведущих идей, теоретических положений для освещения каких-либо видов деятельности, явлений.

Функциональная грамотность – умение человека грамотно, квалифицированно функционировать во всех сферах человеческой деятельности.

Функции образовательного процесса – образовательная, развивающая, воспитательная.

Инновация – новообразование, обновление (появление новых форм или элементов чего- либо).

Новаторство – деятельность по внесению и осуществлению новых, прогрессивных идей, приемов в педагогическом процессе.

Творчество – оригинальное, высокоэффективное решение задач педагогического процесса.

Учитель – лицо, занимающееся преподаванием какого-нибудь предмета в школе.

Педагог – человек, профессионально занимающийся преподавательской деятельностью и воспитательной работой.

Требования к учителю – деловые качества, свойства личности, педагогическое мастерство.

Деловые качества – целеустремленность, организованность, требовательность, конкретность и деловитость в работе, последовательность и настойчивость в ней.

Свойства личности – гражданская позиция, моральная чистота, принципиальность, любовь к детям и педагогическому труду, педагогический такт, педагогический оптимизм, творческий подход к целям воспитания.

Педагогическая техника – форма организации поведения учителя.

Развитие – поступательное движение, переход от старого к новому, процесс смены низших ступеней высшими.

Формирование – становление личности под воздействием различных факторов, результат на данный момент.

Социализация – процесс усвоения человеком определенной системы знаний ,норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноценного члена общества.

Объект – тот, на кого направлены мысли и действия.

Субъект – тот, кто познает, мыслит, действует.

Педагогика – наука о воспитании и обучении, составляющих единый педагогический процесс.

Искусство (педагогическое) – высокая степень педагогического мастерства.

Педагогическое мастерство – высокий уровень овладения педагогической деятельностью, обеспечивающий ее положительные результаты.

Педагогические убеждения – совокупность педагогических знаний, осмысленных учителем, принятых им как истинные, вызывающие уверенность в правильности своих решений и готовность действовать в соответствии с ними.

Знания – понимание и сохранение в памяти фактов науки и вытекающих из них выводов, теорий, законов и других теоретических обобщений.

Умение – владение способами применять усвоенные знания на практике.

Педагогические умения:

– гностические – умение анализировать содержание и способы воздействия на учеников, анализировать собственную деятельность и своих учеников, умение определить и сформулировать цель, определить состав, взаимодействие средств и условия достижения цели.

– проектировочные – умение планировать педагогическую деятельность, предвидеть ее ход и способы реализации;

– организаторские – умение мобилизовать учащихся на нужное дело, координировать свои действия и действия своих учеников;

– коммуникативные – умение общаться с людьми, владеть нормами современного литературного языка, точностью, образностью словоупотребления, эмоциональностью речи;

– прикладные – умение рисовать, оформлять, петь и т. д.

– мотивационные – умение развивать способности учащихся, формировать у них рациональные приемы учебной деятельности, умение учитывать личностные свойства учеников;

– контрольно-аналитические – умение определять объект контроля и анализа, определять адекватные формы и методы контроля и анализа, умение разрабатывать инструментарий контроля и анализа, осуществлять обработку и систематизацию данных, оценивать результаты и процесс учения; оценивать результаты и процесс учения на основе «нормативного», «сопоставительного» и «личностного» сравнения, умение определять ситуации успеха и проблемы процесса обучения, их причины;

–  адаптационные – умение варьировать содержанием учебной дисциплины, формами и приемами обучения, умение импровизировать в неожиданной ситуации, быть адекватным сложившейся учебной ситуации;

– предметные – целостное владение содержанием учебной дисциплины, частных методик, умение структурировать и интегрировать содержание обучения и воспитания, владеть собственно предметными умениями.

Игра – свободная деятельность, являющаяся формой самовыражения субъекта и направленная на удовлетворение потребностей в развлечении, удовольствии, снятии напряжений, а также на развитие определенных навыков и умений.

Игра деловая – метод имитации совместной деятельности людей, используемый в обучении, принятии решений проектирования, исследовании. Виды: управленческие, исследовательские, учебные, производственные.

Мониторинг – форма организации исследований, обеспечивающая непрерывное поступление информации о том или ином объекте.

Планирование – функция управления, включающая в себя разработку плана на основе достоверной информации, а также процесс реализации намеченных мероприятий и контроль за их выполнением.

Психосберегающие технологии – совокупность приемов, методов, методик, средств обучения и подходов к образовательному процессу, в котором выполняются, как минимум, четыре требования:

– учет индивидуальных особенностей ребенка, его темперамента, характера восприятия им учебного материала, типы памяти и т. д.

– недопускание чрезмерной, интеллектуальной, эмоциональной, нервной нагрузки;

– обеспечение морально – психологического климата в коллективе, поддержание и укрепление психического здоровья детей;

– обучение средством психической самозащиты.

Самостоятельная работа – метод обучения, при котором учащиеся по заданию учителя и под его руководством самостоятельно решают учебные задачи, проявляя усилие и активность. (Л. Жарова)

Самостоятельная работа учащихся – это осуществление познавательной деятельности без непосредственной помощи и контроля учителя (Л. Границкая)

Управление – целенаправленное взаимодействие управляющей и управляемой подсистем по достижению запланированного результата.

Преемственность – установление необходимой связи и правильного соотношения между частями на разных ступенях обучения.

– совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности.

Качество образования – соотношение цели и результата, как меры достижения целей при том, что цели (результат) заданы только операционально и спрогнозированы в зоне потенциального развития школьника.

Педагогические диагностики – количественная оценка и качественный анализ педагогических процессов, явлений с помощью специально разработанных научных методов.

Эффективность процесса – результативность, полученная в ходе достижения цели.

Действенность процесса – получение продуктивного результата, который обязательно используется в другом процессе, в другом действии, кроме данного.

Менеджмент – специфический вид управленческой деятельности, вращающийся вокруг человека (Ю. Конаржевский).

Адаптивная система обучения – это комплексная система управления обучением, которая гарантирует адаптацию к индивидуальным особенностям учащегося.

Присутствие технологии заявляет о себе:

– целеполаганием, четкой системой соподчиненных целей;

– заданностью общего результата;

– прогностичностью, предсказуемостью результатов;

– вариативностью способов организации процесса, возможностью выбора способа;

– возможностью индивидуального процесса обучения по темпу, уровню усвоения, сложности задания, т. е. обеспечение индивидуальной зоны ближайшего развития;

– постоянной обратной связью, имеющей нетравмирующий коррекционный характер;

– целостностью и завершенностью педагогического процесса.

Обученность – уровень овладения ЗУНами, способами деятельности.

Обучаемость – группа качеств личности, обеспечивающая овладение знаниями и развитие, способность к научению.

Креативность – способность удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях, целенаправленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта (Фромм.)

Креативность – способность, отражающая глубинное свойство индивидов создавать оригинальные ценности, принимать нестандартные решения.

Тест – задания, дающие возможность быстро выявить и оценить степень развития определенных психологических качеств, а также уровень знаний, умений и навыков.

Рефлексия – способность человека сосредоточиться на себе самом, анализировать и оценивать собственную деятельность.

Развивающее обучение – обучение, в котором развитие личности не является попутным и стихийным продуктом деятельности, а служит непосредственной целью и результатом всего процесса.

Парадигма – исходная концептуальная идея, модель постановки и решения проблем.

Отметка – качественное и количественное выражение по заданной матрице (шкале) учебной успешности школьников.

Оценка – суждение о качестве выполненной работы, об успехах и недостатках в деятельности обучающихся.

Концепция – определенный способ понимания, трактовка группы явлений, ведущий принцип анализа деятельности.

Педагогическая компетентность – знания и опыт, дающие возможность профессионального, грамотного решения вопросов обучения и воспитания.

Индивидуальное обучение – форма организации обучения, предусматривающая работу педагога с каждым отдельным учеником.

Индивидуализация обучения – такая организация обучения, которая позволяет наиболее полно учитывать индивидуальные особенности каждого обучаемого.

Адаптация – приспособление к жизненной среде с целью выживания и преодоления ограниченной этой среды для осуществления программы саморазвития и самообеспечения.

Анализ – расчленение (мысленное или реальное) объекта на элементы. Синоним научного исследования вообще. Метод исследования, который позволяет разложить изучаемые педагогикой объекты на единицы, части, дает возможность рассматривать педагогические принципы и явления в их развитии, устанавливать сложные связи между ними, открывать закономерности обучения и воспитания, прогнозировать ситуации.

Изучить – научно исследовать, познать, внимательно наблюдая.

Обобщить – сделав вывод, выразить основные результаты в общем положении.

Распространить – сделать доступным, известным для многих.

Внедрить – ввести, укрепить в чем-нибудь.

Гипотеза – (от греческого – основание, предположение) – предположительное суждение о закономерной (причинной) связи явлений.

Эксперимент – (от лат. – проба, опыт) – метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления общества.

Исследование – процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности. Характеризуется объективностью, воспроизводимостью, доказательностью, точностью.

Гистограмма – столбчатая диаграмма, вид графического изображения количественного распределения по какому- либо признаку, обычно представляет собой совокупность смежных прямоугольников, построенных на одной прямой.

Толерантность – 1. устойчивость, невосприимчивость; 2. терпимое отношение к людям или событиям.

ДРК – дни диагностики, регулирования и коррекции, проводимые в школах с целью рационализации процессов управления.

Контроль – это сравнение того, что есть, с тем, что должно быть, это проверка того, все ли происходит в соответствии с принятым планом, действующими инструкциями и установленными принципами.

Образовательная среда – совокупность специально организованных условий, процессов и социальных взаимодействий, оказывающих обучающее и воспитывающее влияние на личность.

Обратная связь – это передача информации между взаимодействующими участниками педагогического процесса, это причинно-следственная детерминация действия каждого из них.

Ранжирование – способ оценки какой-либо величины, когда ее значению приписывается место в последовательности величин, определяемое при помощи порядковой шкалы.

Рейтинг – оценивание и нормирование информации об определенном субъекте процессов, явлений в образовательной системе.

Маркетинг – (англ. markeming) – система мероприятий по изучению рынка и активному воздействию на потребительский спрос с целью расширения сбыта производимых ими товаров.

Культура – уровень, степень развития, достигнутая в какой-либо отрасли знаний или деятельности (культура труда, культура речи…) – степень общественного и умственного развития, присущая кому-либо.

Методическая культура – система идеалов, ценностей, норм, обеспечивающая ориентацию в конкретной педагогической деятельности (идеологический ярус).

Методическая культура – освоенная учителем система содержания, способов, форм педагогической деятельности, степень развития индивидуальных способностей учителя, актуальных для педагогической деятельности.

Система педагогических методов – это единство методов обучения и воспитания, реализуемых в целостном педагогическом процессе.

Формы организации обучения (организационные формы)– это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся (обучаемого и обучающегося), осуществляемой в определенном порядке и режиме. Организационные формы обучения классифицируются по различным критериям – количеству обучаемых, месту обучения, продолжительности учебных занятий и т.д.

Профессиональное объединение педагогов – это самопроизвольно возникшая или целенаправленно созданная группа учителей, психологов, членов администрации, приглашенных специалистов, признанная решать те или иные задачи школы, членов объединения.

Методическое объединение – это форма учительского сообщества, наиболее давняя и традиционно существующая, организующая методическую работу с педкадрами во всех ее проявлениях.

Кафедра – это профессиональное объединение педагогов, которое представляет собой творческие сообщества преподавателей одного или смежных предметов, которые, кроме собственной педагогической, ведут еще и научно-исследовательскую работу по своему профилю.

Методическая работа – это систематическая коллективная и индивидуальная деятельность учителей по повышению своей научно-теоретической и методической подготовки и профессионального мастерства в межкурсовой период. (В.И. Зверева)

Методическая работа – составная часть единой системы непрерывного образования педагогических кадров, системы повышения их профессиональной квалификации.

Методическая работа – это целостная, основанная на достижениях науки, передового опыта и конкретном анализе затруднений учителей система взаимосвязанных мер, действий, мероприятий, направленных на всестороннее повышение мастерства педагогов школы. (М.М. Поташник)

Методическая работа – это деятельность по обучению и развитию кадров, выявлению, обобщению и распространению ценного опыта, а также созданию собственных методических разработок для обеспечения образовательного процесса. (Н.В. Немова).

Методическая работа – это особый вид педагогической и исследовательской деятельности как самих учителей так и руководителей школы, который не нужно путать или отождествлять ни с деятельностью по управлению школой, ни с инновационной деятельностью по разработке и введению новшеств с педагогической – по обучению и воспитанию школьников.

Непрерывное образование – это повышение квалификации, которое осуществляется на протяжении всей трудовой деятельности в целях последовательного расширения и углубления знаний.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Загвязинский В.И. Теория обучения. Современные интерпретации. – М.; 2001
  2. Конаржевский Ю.А. Анализ урока. – М.; 1999
  3. Поташник М.М. Качество образования: проблемы и технологии управления. – М.; 2002
  4. Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. – М.; 1998
  5. Третьяков П.И. Регион: управление образованием по результатам. – М.; 2001
  6. Шамова Т.И. Управление образовательным процессом в адаптивной школ. – М.; 2001
  7. Ж. Завуч, 37, 2000 год